Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

бизнес будущего - обучение у лидеров: товары будущего. самообучение - суть бизнеса, сетевой маркетинг, Присоедниться к мечте: открыть свой бизнес


<< Энциклопедия символической философии | 

Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.

Часть четвертая

Атлантида Платона в свете современной науки

Предметом короткой, но важной статьи, появившейся в "Отчетах совета регентов Смитсоновского института 1915 года", была Атлантида. Автор статьи Пьер М. Термье, член Академии наук и Директор картографической службы Франции, сделал доклад об Атлантиде перед Институтом океанографии. Ниже следует заметка по этому поводу в "Отчетах".

"После долгого периода презрительного пренебрежения, - пишет Термье, - в последние несколько лет наука начинает поворачиваться к изучению Атлантиды. Натуралисты, зоологи, геологи и ботаники спрашивают друг друга, а не является ли то, что Платон сообщил нам, слегка преувеличив, чем-то из действительной истории человечества? Пока на этот вопрос нельзя дать утвердительный ответ. Однако становится все более очевидным, что большая территория. Быть может континент, быть может группа островов, ушла на дно. Случилось это на западе от Столпов Геркулеса или же Гибралтарского пролива, и не так уж давно. В любом случае вопрос об Атлантиде теперь снова стоит перед человечеством и наукой, и поскольку я не верю, что этот вопрос может быть решен без помощи океанографии, я полагаю, что вполне естественно обсудить его здесь, в цитадели знаний о море, и привлечь внимание океанографов к этой основательно забытой, но сейчас возрождающейся проблеме. Думаю, что эта проблема интересна и тем, кто, живя в суетливых городах, прикладывает ухо к земле и слушает шум моря".

В своей лекции П. Термье представляет геологические, географические и зоологические данные в пользу теории о существовании Атлантиды.

Фигурально выражаясь, он прочесал все ложе Атлантического океана и отметил неровности его бассейна на линии от Азорских островов до Исландии, где порода была вынесена лавой с глубины трех тысяч метров. Вулканическая природа островов, находящихся в Атлантическом океане, подтверждает мнение Платона о том, что Атлантида была разрушена вулканическим катаклизмом. П.Термье приводит также заключение молодого французского зоолога Луиса Жермена, который считает, что Атлантида была связана с Иберийским полуостровом и Мавританией и тянулась дальше к югу, включая некоторые пустынные области Африки. П. Термье завершает свою лекцию графическим описанием затопления этого континента.

Описание Платоном цивилизации атлантов, данное им в "Критии", выглядит так. В первые века боги разделили меж собой землю пропорционально своему положению. Каждый стал богом определенного уголка, где создал замок, храм и институт приношений. Посейдону было дано море и островной континент Атлантида.

Посредине этого острова была гора, на которой жили три человекоподобных создания: Эвенор, его жена Левкиппа и их единственная дочь Клейто. Девушка была прекрасной и после внезапной смерти родителей ее взял Посейдон, от которого она родила пять пар детей. Посейдон разделил территорию между этими десятью, а старшего сына Атласа поставил над ними всеми. Посейдон назвал свой остров Атлантидой и море Атлантическим в честь своего сына Атласа. Перед рождением детей Посейдон разделил остров на концентрические круги суши и воды, да такие ровные, будто их провели циркулем. Две зоны суши и три зоны воды отделяли центральную часть острова, который омывался двумя потоками воды - теплой и холодной.

Потомки Атласа продолжали править Атлантидой и мудрым правлением вознесли страну на необычайную высоту. Естественные ресурсы Атлантиды были безграничны. Добывались драгоценные металлы, одомашнивались животные, из цветов делались духи. Наслаждаясь полутропическим климатом, островитяне тем не менее возводили дворцы, храмы, доки. Они провели к океану канал из центра острова, где стоял храм Посейдона, превосходящий размерами все сооружения. Остров был покрыт огромным количеством мостов и дамб, а также каналов, связывающих различные части их царства.

Платон описывает белый, черный и красный камни, которые добывались атлантами под землей и использовались ими для возведения зданий и порта. Они окружили каждую зону своего острова стенами, при этом внешняя стена была покрыта медью, средняя - оловом и внутренняя стена цитадели - орихалком, желтым металлом. Внутри цитадели были храм, дворцы и другие публичные здания. В центре, окруженном золотой стеной, было святилище, посвященное Посейдону и Клейто. Здесь родились первые десять наследников царства, и каждый год их потомки приходили сюда с приношениями. Храм Посейдона снаружи отделан серебром, а его верх - золотом. Внутри храм был украшен золотом, серебром и костью, а также орихалком от пола до потолка. В храме стояла гигантская статуя Посейдона, правящего колесницей, запряженной шестью крылатыми лошадьми, а около него сотня нереид на дельфинах. Снаружи здания стояли десять статуй первых царей и их жен.

В рощах и садах были горячие и холодные источники. Было много храмов, посвященных разным божествам, места для отдыха горожан, бани и огромный ипподром. В удобных местах были сделаны гавани, и в порт заходили корабли всех морских держав. Город был столь перенаселен, что в воздухе все время висел шум и говор. Часть Атлантиды, обращенная к морю, была обрывистой и высокой. Вокруг же города, расположенного на равнине, были восхитительные горы. Жители снимали два урожая в год. Зимой шли обильные дожди, а летом многочисленные каналы обеспечивали поля водой. Площадь страны была разделена на области, и в случае войны каждая область должна была поставить определенное число людей и колесниц.

Десять правительств отличались друг от друга в делах, касающихся устройства войска. Каждый из царей Атлантиды имел полный контроль над своим царством, но их взаимоотношения определялись кодексом, выбитым на камне в период правления первых десяти царей; стела с этой надписью стояла в храме Посейдона. Через каждые пять или шесть лет попеременно, чтобы четным и нечетным числам отдать равные почести, совершались паломничества. Здесь с соответствующим приношением каждый царь давал клятву верности на священной надписи. Здесь же царь облачался в голубые одежды и садился творить суд. Во время перерыва он писал приговоры на золотой табличке и клал их в памятное место. Главными законами царей Атлантиды были такие: не поднимать руку друг на друга, приходить на помощь друг другу в случае опасности для кого-либо из них. В делах войны и когда речь шла об особо важных событиях, окончательное решение принималось прямыми потомками Атласа. Ни один царь не мог распорядиться жизнью или смертью своих подданных без учета мнения большинства из десятки.

Платон заключает свое описание, говоря, что это громадное государство напало на эллинские города. Такого не случалось, пока сила и слава царей Атлантиды не совлекли их с пути мудрости и добродетели. Исполненные ложных амбиций, правители Атлантиды хотели завоевать весь мир. Зевс, узнав о злонамеренности атлантов, собрал богов в своей обители и обратился к ним. Здесь рассказ Платона в "Критии" внезапно обрывается. Этот диалог никогда не был закончен. В "Тимее" есть дальнейшее описание Атлантиды, предположительно данное египетскими жрецами Солону:

"Но вскоре случилось страшное землетрясение, и вслед за ним - наводнение; и за один день и одну ночь после непрерывного дождя все воины утонули в земле, и остров Атлантида исчез, погрузившись на дно моря. А море в этой части сделалось непроходимо из-за огромного количества грязи, оставшейся после погружения острова". Во введении к своему переводу "Тимея" Томас Тейлор приводит цитату из "Истории Эфиопии", написанной Марцеллием, в которой есть такое упоминание об Атлантиде: "Они говорят, что в их время было семь островов в Атлантическом море, посвященных Прозерпине; и, кроме этих семи, было еще три совсем громадных острова, один из которых был посвящен Плутону, другой - Аммону, а третий, который по величине был средним, в тысячу стадий, был посвящен Нептуну". Крантор, комментируя Платона, утверждал, что египетские жрецы говорили об истории Атлантиды, написанной на столбах, которые были еще сохранны около 300 г. до Р. X. (см. "Начала и контуры исчезнувших цивилизаций"). Игнаций Донелли, который отдал много сил этой проблематике, полагал, что лошади были впервые одомашнены в Атлантиде, принимая во внимание тот факт, что они всегда были связаны с Посейдоном (см. "Атлантиду").

Из тщательного рассмотрения описания Платоном Атлантиды становится ясно, что она не должна рассматриваться, чисто исторически, но скорее исторически и аллегорически. Ориген, Порфирий, Прокл, Ямвлих и Сирон понимали, что эта история скрывает великую философскую мистерию, но они расходились в ее интерпретации. Платоновская Атлантида символизирует тройную природу Вселенной и человеческого тела. Десять царей Атлантиды являются тетрактисом, или числом, рождающимся из пяти пар противоположностей (см. у Теона из Смирны по поводу доктрины Пифагора о противоположностях). Числа от 1 до 10 правят миром, а числами, в свою очередь, правит Монада, или 1, - главнейшее среди них.

Трезубцем Посейдона эти цари повелевали обитателями семи малых и трех больших островов, которые и составляли Атлантиду. Философски десять островов символизируют тройную силу Высшего Божества и семи регентов, коленопреклоненных перед Его вечным троном. Если Атлантиду рассматривать как архетипическую сферу, то ее погружение означает нисхождение рационального организованного сознания в иллюзорный зыбкий мир иррационального смертного невежества. Как погружение Атлантиды в морские пучины, так и библейская история о "падении человека" означают духовное вырождение как неизбежное условие сознательной эволюции. Или же Платон использовал аллегорию Атлантиды для достижения двух совершенно различных целей, или же летописи египетских жрецов были подделаны с целью сохранения в тайне их доктрины. Это не означает, что Атлантида была чисто мифологическим вымыслом, но при этом преодолевается наиболее серьезное препятствие для принятия теории Атлантиды, а именно фантастические данные о ее происхождении, размерах, рельефе и времени гибели - 9600 лет до Р. X. В середине центрального острова Атлантиды возвышалась гора, которая отбрасывала тень на пять тысяч стадий и чья вершина касалась сферы эфира. Эта гора есть ось мира, священная для многих народов, и она является символом головы, вырастающей из четырех элементов тела. Эта священная гора, на чьей вершине стоит храм богов, напоминает истории об Олимпе, Меру и Асгарде. Город Золотых Ворот - столица Атлантиды - является одним из наиболее распространенных символов в религиях многих народов как Город Богов или же Священный Город, Здесь мы имеем дело с архетипом Нового Иерусалима, улицы которого выложены золотом, а его двенадцать ворот сияют драгоценными камнями.

"История Атлантиды, - пишет Игнаций Донелли, - есть ключ к греческой мифологии. Нет никаких сомнений, что эти боги греков были людьми. Тенденция придавать божественные атрибуты великим земным правителям глубоко присуща человеческой природе" (см. Атлантиду).

Далее, замечает Донелли, божества греческого пантеона не должны рассматриваться как творцы вселенной. Они являются скорее регентами, поставленными более ранним творцом. Сад Эдема, из которого человечество было изгнано пылающим мечом, вероятно, служит напоминанием о земном рае, предположительно располагавшемся к западу от Столпов Геркулеса и разрушенном вулканической деятельностью. Легенда о Потопе может быть прослежена к наводнению в Атлантиде, во время которого "мир" был разрушен водой.

Были ли спасены во время катастрофы в Атлантиде философские, религиозные и научные знания, которыми обладало жречество? Или же погружение в воду стерло самые слабые следы участия Атлантиды в драме мирового прогресса? Атлантское поклонение солнцу сохранилось в ритуалах и церемониях как христианства, так и язычества. И крест, и змея были в Атлантиде эмблемами божественной мудрости. Божественные (атлантские) прародители майя и киче Центральной Америки мирно сосуществовали в зеленой и голубой лучезарности Гукуматца, "змеи с плюмажем". Шесть небожителей сошли как манифестации центров света, связанных вместе седьмым - главой этого ордена, "оперенной" змеей (см. По-поль-Вух). Титул "крылатой" или "с плюмажем" змеи носил Кецалькоатль, или Кукулькан, инициированный из Центральной Америки. Центром Мудрости-Религии Атлантиды был храм в виде великой пирамиды, стоявшей на вершине плато, вздымавшегося в середине Города Золотых Ворот. Отсюда жрецы, Инициаторы Священного Пера, несли ключи Универсальной Мудрости в самые отдаленные уголки земли.

Мифы многих народов говорят о богах, которые "вышли из моря". Шаманы индейцев рассказывают о священных людях, одетых в перья и вампум, возникших из воды и обучивших людей ремеслам и искусствам. Среди халдейских легенд есть такая, где говорится об Оаннесе, существе, частично земноводном, которое вышло из моря и учило дикарей, живущих вдоль морского побережья, читать и писать, возделывать почву, культивировать лечебные травы, изучать звезды, устанавливать рациональные формы правления и обращаться в Священные Мистерии. У майя Кецалькоатль, Бог-Спаситель, вышел из моря и после того, как научил людей основам цивилизации, ускользнул в море на волшебном плоту из змей от огненного бога Тескатлипоки (Дымящегося Зеркала).

Не могло ли быть так, что полубоги мифического сказочного века, вышедшие из моря, были жрецами Атлантиды? Все, что примитивные племена помнят об атлантах, - это сияние их золотых одеяний, превосходство их мудрости и святость их символов - креста и змеи. То, что они сошли с кораблей, было вскоре забыто, потому что необразованный ум и корабли считал чем-то сверхъестественным. Везде, где атланты обращали местные племена в свою веру, воздвигались пирамиды и храмы, подобные тем, которые были в Городе Золотых Ворот. Таково происхождение пирамид в Египте, в Мексике и в Центральной Америке. Могильные насыпи в Нормандии и Британии такие же, как и у американских индейцев, поскольку и те, и другие являются остатками одной и той же культуры. В разгар программы атлантов по колонизации мира и его обращению случилась катастрофа, которая поглотила Атлантиду. Жрецы, Инициаторы Священного Пера, которые обещали вернуться к своим миссионерским жилищам, так никогда и не вернулись, и после того, как прошло много веков, осталось фантастическое воспоминание о богах, которые вышли из того места, где сейчас море.

Е.П.Блаватская так описывает причины постигшего атлантов несчастья: "Под влиянием злых инсинуаций их демона, Тевтата, раса Атлантов стала народом злых волшебников, магов. Вследствие этого была объявлена война, история которой слишком долга, чтобы ее пересказывать; суть ее можно обнаружить в искаженных аллегориях расы Каина, гигантов, Ноя и его семьи. Конфликт окончился с поглощением Атлантиды водами, что нашло отражение в сказаниях о Потопе: гиганты и маги... "все из плоти умерли... все люди", кроме Ноя и Ксисутроса, которые, в сущности, тождественны Великому Отцу тлинкитов "Пополь-Вуха", священной книги гватемальцев, которая рассказывает о его спасении, подобном спасению индуистского Ноя Вайвасваты" (см. Исиду).

От атлантов мир перенял не только искусства и ремесла, философию и науку, этику и религию, но также и ненависть, споры и извращенность. Атланты начали первую войну, и говорят, что все последующие войны велись с целью оправдать и обвинить, в бесплодных попытках найти правого и виноватого. Перед тем как Атлантида погрузилась в воды, ее духовно просвещенные инициированные, которые поняли, что их земля обречена из-за того, что свернула с Пути Света, исчезли с этого континента. Унеся с собой священные и секретные доктрины, эти атланты осели в Египте и стали первыми его "божественными" правителями. Почти все великие космологические мифы, лежащие в основе различных священных книг, включают ритуалы Мистерии Атлантов.

Читайте следующую главу!

<< Энциклопедия символической философии | 



Мастерская Интернет-Технологий
все cсылки
Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100

Hosted by uCoz