Изучение герметического символизма удачнее всего начать с обсуждения символов и атрибутов Исиды из Саиса, на храме которой есть знаменитая надпись: Я, Исида, есть все, что было, все, что есть, все, что будет; ни один смертный человек взором не проник под покров моей тайны.
По утверждению Плутарха, многие древние авторы считали, что эта богиня была дочерью Гермеса; другие придерживались мнения, что она была дочерью Прометея. Оба этих полубога были отмечены божественной мудростью. Не так уж невероятно, что ее родство с ними было просто аллегорическим. Плутарх переводит имя Исида как "мудрость". Годфри Хиггинс в его "Апокалипсисе" объясняет имя Исида как происходящее от еврейского (Iso) и греческого Sww, "спасать". Некоторые авторитеты (например, Ричард Пейн Найт в его книге "Символический язык древнего искусства и мифология"), однако, полагают, что слово это северного происхождения, возможно скандинавского или готского. В этих языках имя произносится Иca, что означает лед, или же воду в ее наиболее пассивном кристаллическом состоянии.
Это египетское божество под многими именами появляется как принцип плодородия в природе почти во всех религиях древности. Оно известно как богиня с тысячью имен. Далее она была превращена христианством в Непорочную Марию, потому что Исида, породившая все живущее во главе с Солнцем, осталась, согласно легендам, невинной.
Апулей в одиннадцатой книге своего "Золотого осла" приписывает богине такие слова о ее силе и атрибутах:
"Вот я пред тобою... твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которой подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновенья, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики - Минервой кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, - Пафийской Венерой, критские стрелки - Дианой Диктиннской, трехъязычные сицилийцы - Стигийской Прозерпиной, элевсинцы - Церерой, древней богиней, одни - Юноной, другие - Беллоной, те - Гекатой, эти - Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней ученостью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем - царственной Исидой".
Ле Плоньон полагает, что египетский миф об Исиде имеет исторические корни у индейцев майя, где богиня известна как Королева My. В Принце Кохе тот же самый автор обнаруживает Осириса, брата-мужа Исиды. Теория Ле Плоньона заключается в том, что цивилизация майя более стара, нежели цивилизация египетская. После смерти Принца Коха его вдова, Королева My, стремясь избежать опасности быть убитой убийцами ее мужа, искала убежище среди поселений майя в Египте, где она была принята как королева и где ей дали имя Исиды. Не отвергая возможной правоты Ле Плоньона, нужно признать, что гипотетическая историческая королева ничто по сравнению с аллегорической, символической Непорочной Мира. И тот факт, что она появляется у такого большого числа рас и народов, делает несущественным то, что она была исторической личностью.
Согласно Сексту Эмпирику, Троянская война шла за статую богини Луны. Из-за этой лунной Елены греки и троянцы сражались у ворот Трои.
Некоторые авторы пытались доказать, что Осирис, Исида, Тифон, Нефтида, Тот (Меркурий) были внуками великого еврейского патриарха Ноя через его сына Хама. Но то, что история Ноя и его ковчега является космической аллегорией о перезаселении планет в начале каждого мирового периода, делает менее вероятной их историчность. Согласно Роберту Фладду, солнце имеет три свойства - жизнь, свет и тепло. Все три оживляют три мира - духовный, интеллектуальный и материальный. Поэтому говорят от одного света - три света, то есть первых три Масонских Мастера. По всей вероятности, Осирис представляет третий, материальный аспект солнечной активности, который благотворно влияет на зарождение и жизнь флоры и фауны земли. Осирис не является солнцем, но солнце есть символ жизненного принципа Природы, который древним был известен под именем Осириса. Его символом, следовательно, был открытый глаз в честь Великого Глаза Вселенной, солнца. В противоположность активному принципу, излучающий принцип, порождающий огонь, тепло и движение, был пассивным, восприимчивым принципом Природы.
Современная наука показала, что, начиная с солнечной системы и кончая атомами, все составлено из положительного излучающего ядра, окруженного негативными телами, существующими от эманации центральной жизни. Эта аллегория созвучна притче о Соломоне и его женах; Соломон при этом уподобляется солнцу, а его жены и наложницы - планетам, лунам, астероидам и другим восприимчивым телам этого дома - солнечного дворца. Исида, представленная в Песне Песней Соломона черной девой Иерусалима, является символом восприимчивой Природы (водным, материальным принципом), которая из себя создает все вещи после оплодотворения мужеством солнца.
В древнем мире год состоял из 360 дней. Пять остающихся дней были собраны вместе Богом Космического Разума, чтобы служить днями рождения пяти богов и богинь, которые были названы сыновьями и дочерьми Хама. В первый из этих специальных дней родился Осирис, а на четвертый - Исида. (Число четыре соотносит богиню и землю с ее элементами.) Тифон, египетский демон, или Дух Враждебности, родился на третий день. Тифон часто изображался крокодилом, а иногда - как сочетание крокодила и свиньи. Исида символизирует знание и мудрость, а, согласно Плутарху, слово Тифон означает наглость и гордыню. Эгоизм, эгоцентризм и гордыня являются злейшими врагами понимания и истины.