Сервий, комментируя "Энеиду" Вергилия, делает следующее наблюдение: "Мудрые египтяне заботились о бальзамировании своих тел, клали их в катакомбы для того, чтобы душа еще долго могла быть в контакте с телом и не скоро отчуждалась от него. А римляне, в противоположность этому, предавали останки своих мертвых огню с той целью, чтобы жизненная искра могла воссоединиться с общим элементом или вернуться к своему первобытному состоянию" (см. "Анализ египетской мифологии" Причарда).
Нет полных данных о секретной доктрине египтян касательно отношений между духом, или сознанием, и телом, которое служит ему обиталищем. Разумно предположить, однако, что Пифагор, который был инициирован в египетских храмах, в своей доктрине метемпсихоза, по крайней мере частично, следовал учению египетских посвященных. Распространенное убеждение в том, что египтяне мумифицировали своих мертвых для того, чтобы сохранить их форму до воскрешения, неприемлемо в свете современного знания об их философии смерти. В четвертой книге трактата "О воздержании от животной пищи" Порфирий описывает египетский обычай очищения мертвых, заключавшийся в изъятии содержимого живота, которое помещали в отдельный ящик. Затем он воспроизводит следующую молитву, переведенную с египетского языка Эвфантом: "О могучее Солнце и все Боги, вдохнувшие жизнь в человека, примите меня и доставьте меня вечным Богам как члена этой обители. Я набожен был и поклонялся этим божествам, о которых мне рассказали родители, с тех пор, как я живу на этом свете, и подобным же образом всегда почитал тех, кто породил мое тело. А про других людей скажу, что не убил никого, не обманул никого и не совершил иных дурных деяний. И если в течение моей жизни я действовал неверно, поедая и выпивая вещи, которые есть и пить против закона, то я погрешил не через себя, а через них" (указывая при этом на внутренности в ящике). Изымание органов, рассматриваемых как место аппетита, считалось эквивалентным очищению тела от прежних дурных влияний.
Ранние христиане, следуя Священному Писанию, сохраняли тела мертвых в соленой воде так, чтобы в день воскресения мертвые могли восстать в хорошо сохранившемся теле. Веря в то, что вскрытие, необходимое для извлечения из тела внутренностей и дальнейшего бальзамирования, препятствует возвращению духа в тело, христиане хоронили мертвых без использования тщательно разработанной процедуры мумификации, принятой египтянами.
В своей книге "Египетская магия" S.S.D.D. отваживается на такую спекуляцию относительно эзотерической цели, стоящей за практикой мумификации.
"Есть все резоны предположить, - пишет он, - что мумифицировались только те, кто имел несколько степеней инициации, поскольку египтяне считали, что мумификация предотвращает перевоплощение. Оно нужно только несовершенным душам, не сумевшим пройти испытания посвящения. Но для тех, кто имел Волю и способность войти в Секретный Адитум, не было необходимости для такого освобождения души, которое получается разрушением тела. Тела Инициированных, следовательно, сохранялись после смерти как некий Талисман или материальное основание для манифестации Души на земле".
Во времена введения в практику мумификации этой процедуре подвергались фараоны и их приближенные царского достоинства, разделяя при этом атрибуты великого Осириса, божественного, мумифицированного Царя Египетского Подземного Мира.