Солнце как высшее среди небесных тел, видимых для астрономов античности, было высшим и среди богов и стало символом высшей власти Самого Творца. Из глубокого философского осмысления сил и принципов солнца пришла концепция Троицы, как она понимается сегодня. Доктрина Триединого Божества присуща отнюдь не только христианской или Моисеевой теологии, но образует заметную часть догм великих религий как древнего, так и современного мира. У персов, индусов, вавилонян и египтян были свои Троицы. В каждом случае они представляли тройную форму одного Верховного Разума. В современном Масонстве Божество символизируется равносторонним треугольником, три стороны которого представляют первичные проявления Вечного, скрытое пламя, называемое евреями Июд. Якоб Беме, тевтонский мистик, называет Троицу Тремя Свидетелями, посредством которых Невидимое становится известным видимой осязаемой вселенной.
Истоки Троицы ясны всем, кто наблюдает ежесуточные появления солнца. Этот шар, будучи символом Света, имеет три различные фазы:
Философы, следовательно, разделили жизнь вещей на три различные части:
Между сумерками восхода и сумерками вечера есть полдень блистательной славы. Бог Отец, Творец всего мира, символизируется восходом. Его цвет голубой, потому что солнце при восходе одето в голубой туман. Бог Сын, Просветленный, посланный быть свидетелем Своего Отца перед всеми мирами, является небесным шаром в полдень, сияющим и блистательным, гривой Льва Иуды, Золотоволосым Спасителем Мира. Его цвет желтый, и власть Его безгранична. Бог Дух Святой есть закат, когда дневной шар в красном огненном одеянии останавливается на момент на линии горизонта, и затем исчезает во тьме ночи для скитания по низшим мирам, и позднее возникает триумфально из объятий тьмы.
Для египтян солнце было символом бессмертия, потому что, умирая каждую ночь, оно восстает с каждым восходом. Но солнце совершает не только это ежедневное путешествие; оно отправляется также в свое годичное паломничество, в ходе которого проходит через двенадцать небесных домов, оставаясь в каждом тридцать дней. В добавление к этому есть еще и третий путь солнца, который называется прецессией равноденствия, в ходе которого оно совершает возвратный путь через двенадцать знаков Зодиака по одному градусу за каждые семьдесят два года.
Относительно прохождения солнца раз в год через двенадцать домов небес, Роберт Хьюитт Браун, 32°, делает следующее утверждение:
"Солнце, свершая свой путь среди этих "живых созданий" Зодиака, если говорить на языке аллегорий, либо принимает природу знака, либо торжествует над знаком. Солнце, таким образом, становится Быком в Тельце и боготворится в таком виде египтянами под именем Аписа, ассирийцами - как Бел. В созвездии Льва солнце становится победителем Льва, Геркулесом, в Стрельцах - Лучником. В Рыбах оно рыба - рыба-бог Дагон у филистимлян или Вишну у индусов".
Тщательный анализ религиозных систем язычества дает много свидетельств того, что их жрецы служили солнечной энергии и что их Верховным Божеством в каждом случае был Божественный Свет в персонифицированном виде. Годфри Хиггинс после тридцати лет изучения истоков религиозных вер придерживается того мнения, что "все боги античности растворяли себя в солнечном огне, который выступал иногда как сам Бог, иногда как эмблема или шекинах этого высокого принципа, известного под именем творческого Бытия или Бога".
Египетские жрецы на многих церемониях носили шкуры льва, которые были символом солнечного шара, поскольку солнце возвышенно, величаво и наиболее удачно расположено в созвездии Льва, которым оно правит и которое какое-то время является основным принципом небесной дуги. Опять-таки Геркулес есть Солнечное Божество, поскольку этот могучий охотник свершает свои двенадцать подвигов, и солнце в путешествии по двенадцати домам зодиакальной ленты свершает двенадцать важных и благодетельных для человеческой расы дел, полезных и для Природы в целом. Геркулес, подобно египетским жрецам, носит шкуру льва на поясе. Самсон, еврейский герой, как явствует из его имени, также является солнечным божеством. Его схватка с нубийским львом, его битва с филистимлянами, представляющими Силы Тьмы, и его подвиг с унесением ворот Газы - все это относится к солнечной деятельности. Многие древние народы имели несколько солнечных божеств; на самом деле все боги и богини, по крайней мере частично, разделяли с солнцем его лучезарность.
Орнаменты золотом, используемые жречеством в различных религиях, опять-таки есть тонкое указание на солнечную энергию, то же относится к царским коронам. В древние времена острия короны расходились наружу, подобно солнечным лучам, а в нынешнее время острия либо совсем убраны, либо загнуты внутрь, и в точке их встречи помещен шар или крест. Многие древние пророки, философы и знать носили скипетр, верхний конец которого заканчивался шаром, испускающим лучи. Все царства на земле были копиями царств Небесных, которые, в свою очередь, лучше всего символизировались солнечным царством, где солнце правит, планеты образуют его совет, а все обитатели Природы являются подданными его царства.
Многие божества были ассоциированы с солнцем. Греки верили, что Аполлон, Вакх, Дионис, Сабазис, Геркулес, Ясон, Улисс, Зевс, Уран и Вулкан разделяют либо видимые, либо невидимые атрибуты солнца. Норвежцы считали Бальдера Прекрасного солнечным божеством, а Один часто ассоциировался с небесным шаром, особенно из-за своего одного глаза. У египтян Осирис, Ра, Анубис, Гермес и даже таинственный Аммон имеют сходство с солнечным диском, Исида была матерью солнца, и даже Тифон, Разрушитель, принимал форму солнечной энергии. Египетский солнечный миф концентрируется вокруг личности таинственного божества, называемого Сераписом. Два центрально-американских божества Тескатлипока и Кецалькоатль, которые часто ассоциировались с ветрами, вне всяких сомнений являлись солнечными божествами.
В Масонстве солнце имело много символов. Одним из выражений солнечной энергии был Соломон, чье имя Сол-Ом-Он есть имя Высшего Света на трех различных языках. Хирам Абифф является также солнечным божеством, и история его убийства головорезами в солнечной интерпретации будет описана в главе "Легенда Хирама". Поразительные примеры важной роли, отводимой солнцу в символах и ритуалах Масонства, даны Джорджем Оливером в его "Словаре символического масонства".
"Солнце восходит на востоке, и восток есть место для Боготворящего Мастера. Поскольку солнце есть источник всего света и тепла, постольку и Боготворящий Мастер оживляет и согревает братьев в их работе. У древних египтян солнце было символом божественного провидения".
Жрецы Мистерий были украшены многими знаками с эмблемами солнечной силы. Золотая вышивка на спине одеяния католических священников означает, что они являются эмиссарами и представителями Sol Invictus, Солнца Непобедимого.