Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Плетение из бисера


<< Энциклопедия символической философии | 

Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.

Часть десятая

Символизм таблички Бембо

Следующее ниже краткое объяснение содержимого Таблички Бембо основано на сочинениях Кирхера, дополненных информацией, собранной по мелочам автором из различных мистических сочинений халдеев, египтян, евреев и греков. Храмы египтян были построены так, что убранство комнат, утварь - все имело символическое значение, как это следует из покрывающих эти вещи иероглифов. Подле алтаря, размещавшегося обычно в центре зала, был резервуар с водой из Нила, которая втекала и вытекала по невидимым трубам. И здесь были изображения богов, сопровождаемые магическими надписями. В этих храмах через обращение к символам и иероглифам неофиты посвящались в секреты жреческой касты.

Табличка Исиды была первоначально доской или алтарем, и ее эмблемы были частью мистерий, объясняемых жрецами. Таблички посвящались различным богам и богиням, в данном случае это была столь почитаемая Исида. Материалы, из которых делались таблички, были различными в зависимости от относительной значимости богов. Таблички, посвященные Юпитеру и Аполлону, были сделаны из золота, Таблички, посвященные Диане, Венере и Юноне, делались из серебра, а другим высшим богам - из мрамора. Низшие же боги удостаивались дерева. Таблички делались также из металлов, соответствующих планетам, управляемым различными небесными силами. Точно так же, как пища для тела располагается на праздничном столе, так и на священном алтаре раскинуты символы, которые, будучи поняты, питают невидимую природу человека.

В своем введении к Табличке Кирхер суммирует ее символизм таким образом: "Она учит прежде всего мирозданию в его тройном аспекте - архетипическом, интеллектуальном и чувственном. Высшее Божество показывается движущимся от центра к окраине вселенной, сделанной как из чувственных, так и из неживых вещей, оживающих благодаря верховной силе, которую они называют Отцом Ума и которая представлена тройным символом. Здесь также показаны три триады Верховного Божества, каждая из которых манифестирует атрибуты Тримурти. Эти триады называются Основанием или основой всех вещей. В Табличке также показаны многие божественные создания, которые помогают Отцу Ума управлять Вселенной. Здесь (на верхней панели) видны Правители миров, каждый со своими огненными, эфирными и материальными знаками. Здесь также (нижняя панель) есть Отцы Источников, чья обязанность заключается в том, чтобы сохранять принципы всех вещей и поддерживать нерушимые законы Природы. Здесь находятся боги сфер, а также такие боги, которые переходят с места на место и трудятся над всеми субстанциями и формами (Цония и Ацония), сгруппированные вместе в виде фигур обоих полов с обращенными к их верховному божеству лицами".

Табличка Исиды, разделенная на три горизонтальные панели, может представлять план залов, в которых совершались Мистерии Исиды. Центральная панель разделена на семь частей, или меньших комнат, а нижняя имеет ворота с каждой стороны. Вся Табличка содержит сорок пять фигур первой значимости и большое число фигур меньшей важности. Сорок пять главных фигур сгруппированы в пятнадцать триад, из которых четыре находятся в верхней панели, семь - в центральной, и четыре - в нижней. Согласно Леви и Кирхеру, триады разделяются следующим образом:

В верхней секции

  • 1. Р, S, V - Триада Мендеса
  • 2. X, Z, А - Триада Аммона
  • 3. В, С, D - Триада Момфтана
  • 4. F, G, Н - Триада Омфтана
В центральной секции
  • 1. G, I, К - Триада Исиды
  • 2. L, М, N - Триада Гекаты
  • 3. О, Q, R - Триада Ибиморфная
  • 4. V, S, W - Триада Офиона
  • 5. X, Y, Z - Триада Нефтиды
  • 6. z, h, Q - Триада Сераписа
  • 7. g, d - (не показана), e - Триада Осириса
В нижней секции
  • 1. l, М, N - Триада Гора
  • 2. x, О, S, - Триада Пандоха
  • 3. Т, Ф, X, - Триада Тота
  • 4. y, F, Н - Триада Элура
Об этих пятнадцати триадах Кирхер пишет; "Фигуры отличаются друг от друга в восьми в высшей степени важных аспектах: по форме, положению, жестам, действиям, одеянию, головному убору, жезлу и, наконец, по иероглифам, помещенным под ними, будь это цветы, кусты, маленькие буквы или животные". Эти восемь символических методов изображения секретных сил фигур являются тонкими напоминаниями о восьми духовных чувствах осознания, посредством которых может быть понято реальное Я человека. Для выражения этой духовной истины буддисты использовали колесо с восьмью спицами и поднимали свое сознание посредством благородного восьмеричного пути. Орнаментированная кайма заключает все три панели Таблички и содержит множество символов птиц, животных, рептилий, человеческих существ и сложных форм. Согласно одному из прочтений Таблички, эта кайма представляет четыре элемента, а создания в ней - стихийные элементы. Согласно другой интерпретации, кайма представляет архетипические сферы, а на ее бордюре сложные фигуры являются образцами тех форм, которые в различных комбинациях будут последовательно проявлять себя в материальном мире. Четыре цветка в углах Таблички являются священными эмблемами тончайшей части человеческой природы, которая приходит в восхищение при взгляде на Творца. Понимание этой символики облегчается тем обстоятельством, что цветы всегда следуют своими лепестками за солнцем, проходящим через все небо.

Согласно тайной доктрине халдеев, вселенная разделена на четыре состояния Бытия (планет или сфер): архетипическое, интеллектуальное, звездное и стихийное. Каждое из них открывает другое, высшие контролируют низшие, низшие испытывают влияние высших. Архетипическая плоскость рассматривается как синоним интеллекта Тройной Божественности. В пределы этой божественной, бестелесной и эфирной сферы включены все низшие проявления жизни - все, что есть, что было и что будет. Внутри Космического Интеллекта все материальные и духовные вещи существуют как архетипы, или божественные мысленные формы, которые показаны на Табличке как ряд тайных подобий.

В средней части Таблички появляется все-формы-образующая персонифицированая Духовная Сущность - источник и субстанция всех вещей. От нее происходят низшие миры как девять эманаций в группах по три (Триады Офиона, Ибиморфная, Нефтиды). Рассмотрим в этой связи аналогию с каббалистическими Сефирот, то есть девятью сферами, происходящими от Кетер, Короны. Двенадцать Правителей Вселенной (Триады Мендеса, Аммона и Момфтана, а также Омфтана), средство для распространения творческого влияния, показаны в верхней части Таблички. Их активность направляется Божественным Умом, структуры которого находятся в архетипической сфере. Архетипы являются абстрактными структурами, образованными Божественным Умом, и через них контролируется вся низшая активность. В нижней части Таблички находятся Отцы Источников (Триады Гора, Пандоха, Тота и Элура), стражники великих ворот Вселенной. Они распределяют в низших мирах влияния, нисходящие от Правителей, показанных выше.

В египетской теологии первенство имеет добро, и все вещи разделяют его природу в большей или меньшей степени. Добро ищется всеми. Это Первичная Причина причин. Добро распространяется само и поэтому существует во всех вещах, поскольку ничего не может быть произведено такого, чего уже не было бы в вещи. Табличка демонстрирует, что во всем есть Бог и все есть Бог, что все есть во всем и каждое в каждом. В интеллектуальном мире есть невидимые духовные двойники созданий, которые населяют мир стихий. Следовательно, низшее проявляет высшее, телесное проявляет интеллектуальное и невидимое заявляет о себе через свою работу. По этой причине египтяне изображали субстанции, существующие в низшем чувственном мире, как видимые проявления высших и невидимых сил. Образам разлагающегося они приписывали достоинства неразложимого и божественного, показывая, таким образом, тайным языком, что этот мир есть только тень Бога, внешняя картина внутреннего рая. Все, что есть в незримой архетипической сфере, открывается через чувственный телесный мир светом Природы.

Архетипический и Творческий Ум сначала через свое Отеческое Основание, а затем через вторичных богов, называемых Разумами, изливает всю бесконечность своих сил в непрерывный обмен между низшим и высшим. В своем фаллическом символизме египтяне использовали сперму для представления духовных сфер, потому что все содержит то, что есть в ней. Халдеи и египтяне считали также, что все обусловлено причинами и соотносится с причиной так же, как лотос с солнцем. Соответственно, Высший Интеллект через свое Отеческое Основание первым сотворил свет - ангельский мир. Таким образом, все оказывается во всем. Все видимые тела или элементы оказываются невидимыми звездами или духовными элементами; подобным же образом звезды оказываются состоящими из этих тел; звезды являются ангелами, и ангелы - звездами; ангелы в Боге, и Бог во всех них. Все божественно в Божестве, ангельски в ангелах, телесно в телесном мире и наоборот. Точно так же, как семя есть выросшее дерево, так и мир есть развернутый Бог.

Читайте следующую главу!

<< Энциклопедия символической философии | 



Мастерская Интернет-Технологий
все cсылки
Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100

Hosted by uCoz