Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Amway в Тюмени


<< Энциклопедия символической философии | 

Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.

Часть вторая

Мистерии Сераписа (Асар-Хапи)

Происхождение греко-египетского Сераписа (известного грекам как Серапис и египтянам как Acap-Хапи) окружено непроницаемой завесой таинственности. Хотя это божество было знакомой фигурой среди символов секретных египетских ритуалов посвящения, его тайная природа была открыта только тем, кто исповедовал культ Сераписа. Следовательно, по всей вероятности, египтяне, за исключением инициированных жрецов, сами пребывали в неведении относительно его истинного характера. Насколько известно, не существует аутентичного описания подлинных ритуалов культа Сераписа, но анализ множества символов раскрывает его основные черты. В послании царю Кипра Серапис описывает себя так:

Как бог я таков, каким я тебе кажусь,
Звездные небеса - моя голова,
            мое туловище - море,
Земля - это мои ноги, мои уши - это воздух,
Лучи солнца, бриллиантовые стрелы -
            это мои глаза.
Было сделано несколько неудачных попыток дать этимологию слова серапис. Годфри Хиггинс заметил, что египтяне каменный саркофаг называли сорос, а священного быка, воплощение Осириса, звали Апис. Эти два слова комбинируются в одно сорос-апис, или сор-апис - "гробница быка". Но невероятно, чтобы египтяне поклонялись гробу в форме человека.

Некоторые древние авторы, включая Макробия, утверждали, что Серапис - это имя Солнца, потому что в его изображениях часто видно гало над головой. В своем "Гимне суверенному солнцу" Юлиан говорит о божестве следующим образом: "Юпитер, Плутон, Солнце - это все Серапис. В еврейском языке "серапис" есть "сараф", что означает "сверкать". По этой причине евреи назвали одного из своих духов Серафимом.

Общепринятой, однако, является теория, согласно которой истоки имени Серапис нужно искать в сочетании Осирис-Апис. Одно время египтяне верили, что мертвые поглощаются Осирисом, богом мертвых. Хотя существует сходство между Сераписом и Осирис-Аписом, египтологи все-таки считают, что Серапис есть просто имя, данное мертвому Апису, священному быку Египта. Эта теория притягательна в свете трансцендентальной мудрости, которой обладали египетские жрецы, по всей вероятности, использовавшие бога для символизации души мира (anima mundi). Материальное тело Природы было названо Аписом; душа, покидающая тело после смерти, но опутанная формами физической жизни, была названа Сераписом.

К.У. Кинг полагает Сераписа божеством брахманического происхождения. Имя его является греческим искажением двух имен, приписываемых Яме - индуистскому богу смерти, - Серах-Адах или Сри-Па. Это кажется разумным, если вспомнить легенду о том, что Серапис в облике быка был привезен Вакхом из Индии в Египет. Первичность индуистских Мистерий является существенной поддержкой этой теории.

Среди других значений имени Серапис есть и такие: "Священный бык", "Солнце в Быке", "Душа Осириса", "Священная Змея", "Ушедший на покой Бык". Последняя интерпретация связана с церемонией утопления быка - священного Аписа - в водах Нила каждые 25 лет.

Есть свидетельства тому, что знаменитая статуя Сераписа в Серапиуме в Александрии сначала была объектом поклонения в Синопе под другим именем и только позднее ее перевезли в Александрию. Есть также легенда о том, что Серапис был царем египтян в совсем древние времена и именно ему они обязаны философским и научным господством. После смерти этот царь был поднят до уровня бога. Филарх говорит, что слово "серапис" означает "сила, которая привела Вселенную в прекрасное состояние порядка".

Плутарх в "Исиде и Осирисе" дает следующее объяснение происхождения статуи Сераписа в Александрии, где это восхитительное произведение искусства находилось в Серапиуме:

Египетский фараон Птолемей Сотер увидел однажды странный сон, в котором гигантская статуя ожила и приказала ему доставить ее в Александрию как можно скорее. Поскольку Птолемей не знал, что это за статуя, он находился в затруднении относительно того, как ее найти. Когда Птолемей рассказывал о сне своему окружению, великий путешественник по имени Сосибий вспомнил, что такая статуя есть в Синопе. Птолемей немедленно снарядил Сотелеса и Дионисия устроить перевоз статуи в Александрию, заручившись согласием жителей Синопа. Три года прошло, и наконец представители фараона сумели выкрасть статую, а для того, чтобы скрыть преступление, ими был распущен слух о том, что статуя ожила и сама прошагала от храма по улицам, ведущим к кораблю, приготовленному для ее транспортировки в Александрию. По прибытии туда статуя в присутствии двух египетских посвященных - Эвмолпида Тимофея и Манефона Себеннита - тут же была названа Сераписом. Жрецы объяснили, что это был эквивалент Плутона. Это был мастерский ход, потому что в Сераписе греки и египтяне получили общего бога, что немало приблизило страну к религиозному единству.

Несколько статуй Сераписа стояли в различных храмах в Египте и Риме. Почти все описания этих статуй, данные ранними авторами, говорят скорее о греческом, нежели о египетском влиянии. Некоторые статуи изображают бога, обвитого огромной змеей. Другие показывают его как комбинацию Осириса и Аписа.

Описания изображений бога, в которых аккумулируется большинство представлений о нем, включают высокую, мощную фигуру, сочетающую как мужскую силу, так и женскую грацию. На его лице написано размышление, и оно печально. У него длинные волосы, уложенные на женский манер. Лицо, несмотря на то что есть борода, скорее женоподобно. Фигура Сераписа обычно покрыта плащом с головы до ног, и, как полагают посвященные, это делается для того, чтобы скрыть андрогинный характер его тела.

Для изготовления статуй Сераписа использовались различные материалы. Некоторые были сделаны из мрамора искусными скульпторами, другие - с использованием драгоценных металлов. Одна гигантская скульптура была сделана из металлических плит, тщательно подогнанных друг к другу. В лабиринте, посвященном Серапису, стояла статуя 13 футов высотой, сделанная, по преданию, из одного куска изумруда. Современные авторы полагают, что речь шла, скорее, о статуе, сделанной из стекла, залитого в форму. Но египтяне все-таки настаивают, что это был цельный минерал и что этот факт неоднократно проверялся в древности.

Клемент Александрийский описывает статую Сераписа, сделанную из следующих материалов.

Во-первых, из золота, серебра, свинца и олова; во-вторых, из всех видов египетских камней, включая сапфиры, гематиты, изумруды и топазы, - и все это было замешано на веществе, оставшемся от похорон Осириса и Аписа. В результате получилась редкостная и любопытная фигура цвета индиго.

Некоторые статуи были сделаны из очень прочного вещества: когда христианские солдаты, выполнявшие приказ Феодосия, рубили топорами Сераписа Александрийского, то летели искры и топоры ломались. Вполне вероятно, что Серапису поклонялись как богу, символизированному змеей, - практика, общая для египтян и греков.

Серапис назывался Теоном Гептааграммотоном, или богом с именем из семи букв. Имя Серапис (подобно Абраксасу и Митре) состоит из семи букв. В гимнах Серапису жрецы использовали семь звуков. Иногда Серапис изображался с рожком с семью клапанами. Они представляют, видимо, семь божественных разумов, проявляющихся через солнечные лучи. Энциклопедия Британника замечает, что самое раннее упоминание о Сераписе появляется сразу после смерти Александра. Так был высок престиж Сераписа, что из всех богов только с ним консультировались по поводу умирающего царя.

Египетская секретная школа философии разделилась на две - Малые и Великие Мистерии. Первые из них посвящались Исиде, а вторые - Серапису и Осирису. Уилкинсон придерживается мнения, что в Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Даже наследнику трона не делалось исключения; только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них (см. "Поведение и привычки египтян" Уилкинсона). Вообще, на Великие Мистерии допускалось очень ограниченное число лиц, что позволяло сохранять секреты Мистерий.

Читайте следующую главу!

<< Энциклопедия символической философии | 



Мастерская Интернет-Технологий
все cсылки
Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100

Hosted by uCoz