Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Amway в Тюмени


<< Энциклопедия символической философии | 

Мэнли П. Холл Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии.

Часть вторая

Символизм лабиринта

Многие секреты ритуалов высоких степеней Египетских Мистерий открылись через тщательное изучение помещений и подземных ходов, где проводились инициации. Под храмом Сераписа, разрушенным по приказу Феодосия, были найдены остатки странных механических приспособлений, установленных жрецами в подземных помещениях и пещерах, где проводились ночные обряды. Машины говорили о суровых испытаниях, которым подвергались испытуемые. После мучительных проверок, включавших физические и моральные испытания, новичок, если ему удавалось выжить, представал перед Сераписом, благородной и мощной фигурой, освещенной невидимыми огнями.

Любопытной особенностью ритуалов Сераписа были лабиринты. Е. Бадж в своей книге "Боги египтян" описывает Сераписа в стиле Минотавра, с телом человека и головой быка. Лабиринты были символами обремененности и иллюзорного характера низшего мира, по которому душа скитается в поисках истины. В лабиринте обитает низшее животное - человек с головой быка, который хочет уничтожить душу, запутавшуюся в мирском невежестве. В этом отношении Серапис становится Советчиком, или Испытателем, проверяющим душу, ищущую воссоединения с Бессмертными. Лабиринт, без сомнения, представляет солнечную систему, а человек-бык - солнце, обитающее в мистическом лабиринте планет, лун и астероидов.

Гностические Мистерии были знакомы с тайным значением Сераписа, и через гностиков этот бог стал тесно связан с ранним христианством. Император Адриан, путешествуя по Египту в 134 г. н. э., сообщает в письме Серванию, что христиане поклоняются Серапису и что епископы церкви совершают богослужения в храме Сераписа. Он даже говорит о том, что сам патриарх, будучи в Египте, был обязан молиться как Христу, так и Серапису (см. работу Парсонса "Новый свет на старые пирамиды").

Важность Сераписа как прототипа Христа, о которой мало подозревают, может быть лучше оценена после следующего извлечения из Кинга: "Не может быть сомнения, что голова Сераписа, отмеченная печалью, есть первый шаг на пути к общепринятому облику Спасителя. Еврейские предрассудки первых новообращенных были столь сильны, что не было сделано ни одной попытки изобразить выражение Его лица, пока не прошло время нескольких поколений, и Его земной путь не оказался законченным" ("Гностики и их наследие").

Серапис постепенно узурпировал положение, занятое до него другими египетскими и греческими богами, и стал высшим божеством в обеих религиях. Его власть продолжалась до IV века христианской эры. В 385 г. Феодосий, истребитель языческой философии, издал свой памятный эдикт "De Idolo Serapidis Diruendo". Когда христианские солдаты во исполнение его приказа вошли в Серапиум в Александрии для уничтожения изображений Сераписа, в храм, стоявший многие века, так велико было их уважение к богу, что они долго не смели прикоснуться к нему из опасения, что земля разверзнется под ними и поглотит их. Наконец, преодолев страх, они разрушили статую, здание и подожгли библиотеку, находившуюся в храме. Примечательно, что среди развалин этого языческого храма, по свидетельству некоторых писателей, попадались христианские символы. Сократес, церковный историк пятого века, говорит, что после того, как ревностные христиане разрушили храм Сераписа в Александрии и рассеяли демонов, обитавших там под видом богов, в основании храма была найдена монограмма Христа!

Две цитаты устанавливают соотношение между Мистериями Сераписа и другими Мистериями древних народов.

Первая цитата из книги Ричарда Найта "Символический язык древнего искусства и мифологии": "Латиняне говорят, что Целеста и Терра, универсальный ум и производящее тело, были великими богами Самофракийских Мистерий; то же и Серапис и Исида у поздних египтян; Тауте и Астарта у финикийцев; Сатурн и Опс у латинян".

Вторая цитата, из книги Альберта Пайка "Мораль и догма": "Солнце, - говорит Марциан Капелла в своем гимне Солнцу, - обитающие на Ниле поклоняются тебе как Серапису, и Мемфис боготворит как Осириса, в священных ритуалах персы поклоняются тебе как Митре, во Фригии - как Атису, и Ливия - как Аммону, а в Вавилоне - как Адонису; таким образом, весь мир боготворит тебя под различными именами".

Читайте следующую главу!

<< Энциклопедия символической философии | 



Мастерская Интернет-Технологий
все cсылки
Лучшая портативная техника. Плееры Камеры Телефоны Компьютеры

Rambler's Top100

Hosted by uCoz