Статуя Исиды украшалась изображением солнца, луны, звезд и многими эмблемами, относящимися к земле, которой Исида, согласно легендам, правила как персонифицированный дух хранителя Природы. Несколько изображений Исиды хорошо сохранились; они содержали надписи о ее благородстве. Согласно древним философам, она символизировала Универсальную Природу, матерь всех ее созданий. Божество обычно представлялось в виде частично обнаженной женщины, часто беременной, часто прикрытой одеждами зеленого или черного цвета или же четырех перемешанных меж собой цветов - черного, белого, желтого и красного.
Апулей описывает ее так: "Прежде всего густые длинные волосы, незаметно на пряди разобранные, свободно и мягко рассыпались по божественной шее; самую макушку окружал венок из всевозможных пестрых цветов, а как раз посредине, надо лбом, круглая пластинка излучала яркий свет, словно зеркало, или, скорее, верный признак богини Луны. Слева и справа круг завершали тянущиеся вверх змеи, а также хлебные колосья, извивающиеся, надо всем приподнимающиеся... многоцветная, из тонкого виссона, то белизной сверкающая, то как шафран, золотисто-желтая, то пылающая, как алая роза. Но что больше всего поразило мое зрение, так это черный плащ, отливавший темным блеском. Обвившись вокруг тела и переходя на спине с правого бедра на левое плечо, как римские тоги, он свешивался густымн складками, a края красиво обшиты бахромою.
Вдоль каймы и по всей поверхности плаща здесь и там вытканы были мерцающие звезды, а среди них полная луна излучала пламенное сияние. Там же, где волнами ниспадало дивное это покрывало, со всех сторон была нашита сплошная гирлянда из всех цветов и плодов, какие только существуют. И в руках у нее были предметы, один с другим совсем несхожие. В правой руке она держала медный погремок [sistrum], узкая основа которого, выгнутая в кольцо, пересекалась тремя маленькими полосками, и они при встряхивании издавали все вместе пронзительный звон. На левой же руке висела золотая чаша в виде лодочки, на ручке которой, с лицевой стороны, высоко поднимал голову аспид с непомерно вздутой шеей. Благовонные стопы обуты в сандалии, сделанные из победных пальмовых листьев".
Зеленый цвет говорит о растительности, покрывающей землю, и, следовательно, представляет одеяние Природы. Черный цвет представляет смерть и распад как пути к новой жизни и возрождению. "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Иоанн, гл.3.3). Белое, желтое и красное обозначают три главных цвета алхимии, герметизма, универсальной медицины после того, как чернота очищения преодолена.
Древние дали имя Исиды одному из оккультных лекарств; следовательно, приведенное здесь описание относится к химии. Ее черное одеяние означает также, что луна, или лунная влажность, - действующая субстанции Природы и универсальная ртуть - не имеет собственного света, но принимает свет, огонь и жизненную силу от солнца. Исида была символом великих работ мудрых людей: Философского Камня, Эликсира Жизни и Универсальной Медицины.
Есть много других тайн, связанных с Исидой, не менее любопытных, чем описанные выше, но невозможно перечислить их все. Заметим только, что многие символы использовались также и египетскими герметистами. Богиня часто носила на голове венок из кипарисовых веток, означающих траур по мужу, а также смерть, которую каждое создание должно принять, чтобы впоследствии обрести новую жизнь или в очередной раз воскреснуть. Голова Исиды иногда украшена золотой короной или гирляндой из оливковых листьев, что говорит о ее царском достоинстве хозяйки всей Вселенной. Корона из золота означает также золотистую елейность и сернистую жирность солнечных и жизненных огней, которыми она наделяет каждое создание за счет непрерывной циркуляции всех элементов. Эта циркуляция символически выражается музыкальной погремушкой у нее в руке. Систрум также является ионическим символом чистоты.
Змея, переплетенная с листьями оливы на ее голове, пожирающая свой собственный хвост, обозначает, что золотистая елейность, смешанная с ядом земного разложения, должна быть уничтожена и очищена семью планетарными круговращениями, называемыми летящими орлами (алхимическая терминология), для того, чтобы сделать ее лекарством для восстановления здоровья. (Здесь эманации солнца рассматриваются как средство для лечения человеческих болезней.) Семь планетарных круговращений представлены хождением по кругу в масонской ложе, семикратным хождением еврейских жрецов вокруг стен Иерихона и мусульманских священников вокруг Каббы в Мекке. Из золотой короны простираются три рога изобилия, означающие изобилие даров Природы, происходящие из одного корня, вырастающего из небес (голова Исиды).
В этой фигуре языческие натуралисты представляли все жизненные силы трех царств и семейств подлунного мира - минерального, растительного и животного (человек рассматривался как животное). В одном ее ухе была луна, а в другом - солнце, что означало, что одно было действием, а второе - терпением, отцовским и материнским принципами всех природных объектов, и что Исида, или Природа, использует оба этих светила для передачи своих сил всему царству животных, растений и минералов. Сзади на ее шее были буквы, обозначающие планеты и знаки Зодиака, которые помогают планетам в их функциях. Это означает, что небесные сущности влияют на судьбы и сперму всех существ, потому что они являются правителями всех подлунных тел, которые они преобразуют в маленькие миры, сделанные по образу большей вселенной.
В правой руке она держит небольшой плывущий корабль с веретеном вместо мачты. Наверху мачта переходит в сосуд, ручка которого выглядит, как змея, распухшая от яда. Это говорит о том, что она ведет корабль жизни, полной трудностей и несчастий, в бушующем океане Времени. Веретено символизирует тот факт, что она прядет и обрезает нить Жизни. Эти эмблемы также означают, что Исида обладает в изобилии влажностью, посредством которой она питает все естественные тела, охраняя их от солнечного жара, увлажняя их атмосферой. Увлажнение поддерживает растительность, но эта тонкая влажность (жизненный эфир) всегда в большей или меньшей степени пронизана ядом, происходящим от разложения и распада. Поэтому должно быть совершено очищение через контакт с невидимым огнем Природы. Этот огонь переваривает, совершенствует и оживляет эту субстанцию, так что влажность становится универсальным лекарством в лечении и обновлении всех тел Природы.
Змея ежегодно сбрасывает свою кожу и тем самым обновляется (символ воскресения духовной жизни из материальной природы). Это обновление земли случается каждую весну, когда оживляющие духи солнца возвращаются в страны северного полушария.
Символическая Непорочная держит в левой руке систрум и цимбалу, квадратный металлический предмет, который, когда его встряхивают, издает ноту Природы (Фа); иногда у нее в руке оливковая ветвь, что означает гармонию, которую она сохраняет в роли естественных вещей за счет своей возрождающей силы. Через процесс смерти и распада, через постоянное изменение она дает жизнь различным созданиям. Цимбале придана не треугольная, а квадратная форма для того, чтобы символизировать, превращение и возрождение всех вещей через гармонию всех четыреx элементов.
Д-р Сигизмунд Бакстром полагает, что, если бы врач мог установить гармонию между элементами земли, воздуха, огня и воды и соединить их в камень (Философский Камень), символизируемый шестиконечной звездой или двумя налегающими друг на друга треугольниками, он обладал бы средством лечения всех болезней. Д-р Бакстром далее утверждает, что у него нет сомнения в том, что универсальный, вездесущий огонь (дух) Природы "делает все и есть все во всем". Притяжением, отталкиванием, движением, теплом, возгонкой, испарением, высушиванием, сгущением, осаждением, закреплением Универсальный Огонь (Дух) управляет материей и проявляет себя через творение. Любой человек, который может понять эти принципы и приспособить их к трем разделам Природы, становится истинным философом.
На правой груди Исиды - гроздь винограда, на левой - колос пшеницы золотого цвета. Это говорит о том, что Природа есть источник питания для растений, животных и человеческой жизни. Золотой цвет пшеницы указывает, что в солнечном свете или духовном золоте скрыто первичное семя всей жизни.
На поясе статуи множество таинственных эмблем. Пояс соединен спереди четырьмя золотыми пластинками (элементами), расположенными в форме квадрата. Это означает, что Исида, или Природа, первая материя (алхимическая терминология), была сущностью четырех элементов (жизнь, свет, тепло и сила), чья квинтэссенция порождает все вещи. На поясе много звезд, что говорит об их способности влиять ночью точно так же, как солнце влияет днем. Исида является Непорочной, обессмертившей себя созвездием Девы, где Мировая Матерь изображена со змеей под ногами и короной звезд на голове. В руках у нее сноп зерна, а иногда молодой Бог Солнца.
Статуя Исиды помещена на пьедестал черного камня, украшенный головами баранов. Ее ноги попирают множество ядовитых гадов. Это говорит о том, что Природа имеет силу освободиться от кислот и солей, приводящих к коррозии, и преодолеть всякую нечистоту земного происхождения, свойственную телам. Голова барана указывает на то, что самое благоприятное время для рождения жизни - это период, когда солнце проходит через знак Овена. Змеи под ногами означают, что Природа склонна сохранять жизнь и лечить болезни удалением нечистот и разложения.
В этом смысле подтверждаются аксиомы, известные древним философом:
Природа содержит Природу;
Природа радуется собственной природе;
Природа преодолевает Природу;
Природа не может быть улучшена, кроме как в ее собственной природе.
Следовательно, размышляя над статуей Исиды, мы не должны терять из виду оккультный смысл ее аллегорий; в противном случае Непорочная остается неразрешимой загадкой.
От золотого кольца на ее левой руке спускается нить, к концу которой подвешен ящичек, наполненный горячими углями и благовониями. Исида, или персонифицированная Природа, носит с собой священный огонь, хранимый в специальном храме весталками-девственницами. Этот огонь является подлинным, бессмертным пламенем Природы - эфирным, сущностным автором жизни. Неисчерпаемое масло - бальзам жизни, столь почитаемый мудрыми и часто упоминаемый в Священном Писании, символизируется как топливо этого бессмертного пламени.
От правой руки фигуры спускается нить, к концу которой привязаны весы, символизирующие точность Природы во взвешивании и измерении. Исида часто представляется как символ Справедливости, потому что Природа гармонична.
Непорочная Мира иногда изображается стоящей между двумя огромными столпами - Яхином и Боазом Масонства, символизирующими тот факт, что Природа достигает продуктивности посредством полярности. Как персонифицированная мудрость, Исида стоит между столпами противоположностей, демонстрирующими, что понимание всегда находится в точке равновесия и что истина часто распята между двумя тайнами кажущегося противоречия.
Сияние золота в ее темных волосах говорит о том, что хотя Исида лунной природы, силой она обязана солнечным лучам, которые придают ей румяный цвет. Точно так же, как луна блестит отраженным светом солнца, так и Исида, подобно Непорочной Откровения, облечена в славу солнечной светоносности. Апулей утверждает, что во сне он имел видение почтенной богини Исиды, возникающей из океана. Древние понимали, что первичная жизнь произошла из воды, и современная наука соглашается с ними. Г. Уэллс в своем "Изложении истории", описывая примитивную жизнь на земле, утверждает:
"Но хотя океан и прибрежная вода кишели жизнью, земля над уровнем моря была спокойной, и, - насколько мы можем догадываться, она была каменной пустыней без следов жизни". В следующей главе он добавляет: "Вдоль линии берега была жизнь, и она продолжалась лишь в той степени, в какой она была близка к своему дому, воде, являвшейся для нее важнейшей необходимостью". Древние верили, что и вселенское семя получается из теплого пара, влажного, но огненного. Покрывало Исиды, сама ткань которого представляет пар, символ этой влажности, и богиня является переносчиком и средством жизни и семени солнца, представленного ребенком в ее руках.
Поскольку солнце, луна и звезды как будто окунаются в море и поскольку вода принимает в себя их лучи, считается, что море является средой для семени живых существ. Это семя порождается комбинацией влияний небесных тел, и поэтому Исида иногда представлена беременной.
Часто статуя Исиды сопровождается фигурой большого черно-белого быка. Бык представляет либо Осириса, либо Тельца, быка Зодиака, животное, посвященное Осирису, что видно из его цвета. Для египтян бык был олицетворением бремени. Поэтому присутствие животного является напоминанием о трудах, которые терпеливо свершает Природа и за счет которых все создания имеют жизнь и здоровье. Гарпократ, Бог Молчания, держащий палец у губ, часто сопровождает статую Исиды. Он предупреждает, что следует хранить секреты мудрых от тех, кто к ним не подготовлен.
Друиды Британии и Галлии имели глубокое знание тайн Исиды и боготворили ее под именем Луны. Годфри Хиггинс считает ошибкой рассмотрение Исиды как синонима луны. Луна была выбрана для Исиды потому, что она повелевает водой. Друиды полагали солнце отцом, а луну матерью всех вещей. Через них они поклонялись Универсальной Природе.
Фигуры Исиды часто используются для представления оккультных и магических искусств, таких как некромания, заклинание, волшебство, чудотворство. В одном из мифов Исида умоляет невидимого Бога Вечности Ра открыть ей его секрет и священное его имя. Это имя эквивалентно Потерянному Слову Масонства. Посредством этого Слова волшебник может потребовать повиновения от невидимых и высших богов. Жрецы Исиды стали адептами невидимых сил Природы. Они понимали в гипнозе, месмеризме и подобного рода практике еще тогда, когда миру даже не снилось их существование.
Плутарх описывает последователя Исиды следующим образом; "Ведь не по длине бороды и не по грубости привычек распознается философ. Но и не тщательное бритье и изящная одежда составляют суть сторонников Исиды. Истинным последователем и слугой этой Богини является тот, кто, услышав и поняв правильно историю действий Богов, ищет скрытые истины и проверяет целое разумом и философией".