До разграбления Рима в 1527 г. в истории не было упоминания о Mensa Isiasa (о Табличке Исиды). В то время она попала в руки какого-то кузнеца, и продавшего ее за непомерную цену кардиналу Бембо, известному антиквару, историографу Республики Венеция, впоследствии библиотекарю собора Св. Марка. После его смерти 1547 г. Табличка Исиды была приобретена Мантуанским двором, в чьем музее она оставалась до 1630 Г., когда войска Фердинанда II захватили Мантую. Некоторые письменные свидетельства того времени говорили, что Табличка была уничтожена невежественным солдатом из-за содержащегося в ней серебра. Это, однако, оказалось ошибкой. Табличка попала в руки кардинала Пава, который подарил ее герцогу Савойскому, который, в свою очередь, подарил ее королю Сардинии. Когда французы завоевали Италию в 1797 г., Табличка попала в Париж. Александр Ленуар, который писал о Табличке, говорил, что он видел ее на выставке в Национальной библиотеке. После восстановления мира Табличка вернулась в Италию. В Путеводителе по Северной Италии Карл Бедекер описывает Табличку Исиды как экспонат в галерее номер два Музея античности в Турине.
Достоверное изображение оригинальной Таблички было сделано в 1559 г. известным любителем античности Энеем Вико из Пармы, и копия гравюры была отдана канцлером герцога Баварии в Музей иероглифов. Афанасий Кирхер описывает Табличку следующим образом: "Пять ладоней в длину и четыре в ширину". У. Уинн Уэсткотт говорит, что размеры Таблички были 50 на 30 дюймов. Она была сделана из бронзы и декорирована эмалью, с серебряным окладом. Фосброук добавляет: "Фигуры вырезаны очень неглубоко, и контуры большинства из них обведены нитками серебра. Основание Таблички было сделано из серебра, и левая часть ее, где не было изображений, очевидно, была оторвана".
Знакомые с фундаментальными принципами герметической философии распознают в Табличке Исиды ключ к халдейской, египетской и греческой теологии. В своих "Древностях" ученый бенедиктинец отец Монфакон признает свою неспособность понять тонкости символизма Таблички. Он, следовательно, сомневается, что эмблемы на Табличке имеют какое-либо значение, стоящее рассмотрения, и высмеивает Кирхера, говоря, что тот более туманен, чем сама Табличка, Лаврентий Пиньорий воспроизвел Табличку при ее описании в 1605 г., но его робкие попытки более полного истолкования Таблички показали его невежество в действительной интерпретации фигур.
В своей книге "Эдип Египетский", опубликованной в 1654 г., Кирхер атаковал проблему с присущим ему напором. Будучи достаточно подготовленным для решения подобного рода задачи годами исследований секретных доктрин античности и пользуясь помощью группы видных ученых, Кирхер продвинулся вперед в выявлении тайн Таблички. Но главный секрет, однако, не разгадан и им, как мрачно и проницательно заметил Элифас Леви в своей "Истории Магии".
"Ученый иезуит, - пишет Леви, -заявляет о том, что в ней содержится иероглифический ключ к священным алфавитам, хотя сам он не был способен развить это направление в понимании Таблички. Она разделена на три равные части: сверху двенадцать домов неба, снизу соответствующие виды работ по ходу года, а в центральной части изображен двадцать один священный знак, каждый из которых соответствует букве алфавита. В самой середине сидит пантоморфная фигура IYNX, эмблема универсального бытия, соответствующая еврейской букве Йюд или той универсальной букве, из которой все остальные буквы были образованы. IYNX окружена Триадой Офиона, соответствующей Трем Материнским Буквам египетского и еврейского алфавитов. Слева изображены Ибисовидная Триада и Триада Сераписа, справа - Триады Нефтиды и Гекаты, представляющие активное и пассивное, постоянное и непостоянное, оплодотворяющий огонь и родящую воду. Каждая пара триад в соединении с центром образует семеричность, а семеричность содержится в центре. Три семеричности образуют абсолютное число трех миров, как и полное число первичных букв, к которым добавляются дополняющие знаки, подобно тому, как нуль добавляется к остальным девяти цифрам".
Наводящие замечания Леви могут рассматриваться как говорящие о том, что двадцать одна фигура в центральной части Таблички представляет двадцать одну карту главной колоды Тарот. Если это так, то не является ли нулевая карта, причина столь многочисленных споров, безымянной короной Верховного Ума, короной, символизированной скрытой триадой в верхней части трона в центре Таблички? Не могла ли первая эманация этого Верховного Ума быть представлена фокусником или волшебником с символами четырех низших миров, разложенными на столе перед ним: жезлом, мечом, чашей и монетой? Если дело рассматривать именно так, то нулевой карте нет места, и на самом деле она является четырехмерной точкой, из которой все остальные происходят эманацией и разбиваются на двадцать одну карту (букву), которые при собирании их вместе дают нуль. Цифра, появляющаяся на этой карте, подтверждает эту интерпретацию, потому что эта цифра, или круг, является эмблемой высшей сферы, из которой происходят низшие миры, силы и буквы.
Уэсткотт заботливо собрал все слишком тонкие теории, выдвигавшиеся различными авторитетами, и в 1887 г. опубликовал сейчас ставшую чрезвычайно редкой Книгу, которая содержит единственное детальное описание Таблички Исиды на английском языке со времени перевода Хамфри бесценной работы Монфакона в 1721 г. После объяснения своего нежелания открывать то, что и Леви полагает достойным дальнейшего сокрытия, Уэсткотт подводит итог своей интерпретации Таблички Исиды следующим образом:
"Диаграмма Леви, посредством которой он объясняет тайну Таблички, показывает Верхнюю Часть разделенной на четыре сезона, времени года, каждый с тремя знаками Зодиака, и он добавляет священное имя из четырех букв, Тетраграмматон, приписывая Йюд Водолею, то есть Сосуду; Гэй приписывается Быку, Вав - Льву и, наконец, Гэй - Тифону. Заметим, параллели с херувимами - Человек, Бык, Лев и Орел. Четвертая форма находится либо в Скорпионе, либо в Орле, в зависимости от намерений оккультной дисциплины - добрых или злых; в Демотическом Зодиаке Змея заменяет Скорпиона.
Нижнюю Часть он приписывает двенадцати простым еврейским буквам, ассоциируя их с четырьмя областями горизонта (см. "Сефер Йецира", гл. V, сек. 1).
"Центральную область Леви приписывает Солнечным и Планетарным силам. В середине мы видим сверху солнце, обозначенное через Ops (Мощь), и ниже мы видим Печать Соломона: над крестом - шестиугольник, состоящий из двух треугольников, наложенных один на другой, нижний из которых светлый, верхний - темный. А вся структура является сложным символом Венеры. Ибисовидной фигуре он отдает три темные планеты: Венеру, Меркурий и Марс, размещенные по вершинам темного треугольника, обозначающего Огонь. Триада Нефтиды объемлет три светлых планеты, Сатурн, Луну и Юпитер, вершины светлого перевернутого треугольника, обозначающего Воду. Имеется необходимая связь между водой, женской силой, пассивным принципом, Бинах, Матерью Сефирот и Невестой (см. "Каббалу" Матерса). Заметим, что древние знаки для планет были составлены из Креста, Солнечного Диска и Полумесяца: Венера - крест под солнечным диском, Меркурий - диск с полумесяцем над ним и крестом под, Сатурн - крест, чья низшая точка касается вершины полумесяца. Юпитер - полумесяц, чья низшая точка касается левого конца креста; все подобные соединения знаков являются глубокими мистериями. Заметим, что Леви в своей оригинальной таблице меняет местами Сераписа и Гекату, а не Аписа черного и Аписа белого, вероятно из-за головы Бес, которая ассоциируется им с Гекатой. Заметим, что, соотнося двенадцать простых букв с нижней частью, мы должны отнести семь двойных к центральной области планет, и тогда великая триада A.M.S., материнские буквы, представляющие Воздух, Воду и Огонь, останется изображенной вокруг S Центрального Iynx'а, или вокруг Йюд, через Триаду Офиона из двух Змей и Сфинкса Львиного. Слово Леви OPS в центре есть латинская Опс, Teppa, гений Земли, и греческая богиня Рея или Кибела, часто изображаемая в виде богини, сидящей на колеснице, влекомой львами; она коронована башенками и держит Ключ" (см. "Табличку Исиды").
Эссе, опубликованное французом Александром Ленуаром в 1809 г., хотя и является любопытным и оригинальным, не содержит фактически информации о Табличке. Автор пытается доказать, что она представляет собой египетский календарь или астрономическую карту. Поскольку как Ленуар, так и Монфакон - да на самом деле и все, писавшие на эту тему починая с 1651 г., - либо прямо основывались на работе Кирхера, либо в большой степени были подвержены его влиянию, был сделан тщательный перевод его статьи (80 страниц на латинском языке XYII века). Картина в начале этой главы есть точное воспроизведение сделанной Кирхером копии с гравюры в Музее иероглифов. Маленькие буквы и числа использовались для обозначения фигур, которые были добавлены им для пояснения его комментария и которые будут использованы для тех же целей и в данной работе.
Подобно всем религиозным и философским древностям, Табличка Исиды Бембо была предметом горячих споров. А.Е. Уэйт, неспособный разграничить проблемы истинного предназначения и природы Таблички и ее происхождения, вторит настроениям Дж. Уилкинсона, другого видного экзотериста: "Табличка чересчур велика и представляет, наверняка, подделку". С другой стороны, Эдуард Винкельман, человек громадной учености, защищает подлинность и древность Таблички. Настоящее рассмотрение Таблички Исиды раскрывает один факт величайшей важности: кто бы ее ни сделал, даже если он и не был египтянином, был посвященным высшего порядка, говорящим на языке наиболее тайных доктрин герметического эзотеризма.